Вебинар 25 августа в 11:00 про Обратные клапаны (принципы работы, обзор серий Hy-Lok, A-flow, особенности эксплуатации).
Ведущий: Алексей Калашников - специалист по продукции компании Флюид-лайн
Значит обратные клапаны, иногда их Check Valve называют по-английски, некоторые по-русски называют их невозвратные, но в общем то это слово взрит в корень. В общем это клапаны, которые пропускают среду в одном направлении, но не пропускают среду в другом направлении . Внизу три основных типовых варианта как они обозначаются на гидравлических или пневматических схемах. Есть ещё множество вариантов, но суть одна. Первый вариант – это самый популярный в виде бабочки. Одна из стрелок закрашена чёрным символизируя то направление, в котором клапан не пропускает. Соответственно традиционно считается что пропускаем от белого к черному.
Вот белая стрелочка символизирует правильное направление, черная неправильное. Но бывает ещё на гидравлических, иногда в виде шарика в стакане рисуют. Но тоже суть здесь очень простая, главное интуитивно понять: чтобы поток прошёл шарик нужно из стакана отодвинуть и соответственно. Как стрелочкой серой нарисовано, так мы через этот клапан пропускаем. На самом деле, сильно ориентироваться на это на эти обозначения тоже не всегда стоит, по опыту скажу - часто заказчики путают, просто вставляют как-то эти картинки , а дальше мы уже начинаем выяснять какая среда куда идёт. Хорошо если вот эти вот подводящие линии дополнительно стрелочками обозначаются. Часто стрелочками на самих линиях обозначаются направления среды, поэтому ну такой значок, что это обратный клапан.
Так зачем они вообще нужны? Они обеспечивают автоматическое перетекание среды в одном направлении, то есть не надо
следить , что среда хочет пройти обратно и закрывать какой-то кран. Это происходит само собой просто механическим
путём, довольно примитивно и в тоже время достаточно надежная конструкция. Ну, кроме такого некого диода
гидравлической схеме. Обратный клапан может ещё выполнять функцию защиты от нежелательного перетекания в какие-то
другие участки трубопровода.
Вот, например популярны задачи, когда у нас несколько баллонов с разными средами, несколько источников
давления . Давление в них может быть разное, а разность потенциалов
возникает, по давлению соответственно. Это то, что порождает поток
и если у нас в одном из баллонов давление станет ниже, то из другого
баллона в этот самый первый может попробовать перетечь газ.
Если эта ситуация не желательна, газы разные, и их нельзя смешивать, тогда ставят обратные клапаны, чтобы не
допустить таких перетекании. Или вот, например есть дренажные линии в атмосферу и не желательно попадание
атмосферного воздуха назад к нам в систему, тоже в таких ситуациях часто могут ставить обратные клапаны для
дополнительной перестраховки. Принцип работы очень простой, всё очень примитивно. Внутри обратного клапана есть
какой-то рабочий элемент, который по умолчанию затыкает проход как пробка, но поток среды, который пытается пройти
за счёт разности давления он эту пробку отодвигает, обтекает её.
В данном случае у нас поршневой клапан серии ЦВ и у него есть такой пропил в этой пробке и поршне. Через этот пропил,
среда проходит дальше через клапан, через мимо пружины уже. В общем такая примитивная конструкция. Если среда пойдёт
в обратную сторону, мало того, что пружина эту пробку затыкает, так еще и среда поможет тоже дополнительно эту
пробку прижать к уплотнениям. Таким образом пропускает в одну сторону.
Значит, наша самая простая серия CV, она же серия 700. Почему 700? Никто не знает, это исторически так сложилось у
Хай Лока. Просто напомню, что производитель Хай Лок Южная Корея и у этих клапанов большая история в этой фабрике.
Они еще там в семьдесят каком-то году открылись как металлургическое предприятие, поэтому есть некоторые вещи,
заимствованные из тех древних времен. Вот, в частности, серия 700, а в кодировках они просто CV1, CV2, CV3 и т.д. в
зависимости от размера корпуса. И для этой серии существует шесть типов размера корпусов: первые четыре на 207 бар,
последние две на 137 бар.
Ну вот конструкция вы видите в разрезе снизу деталировочка, просто чтобы вам было более понятно, какова форма этого
поршня, поршень полый. Одна из сторон у него глухая и поток обтекает эту глухую сторону и через вот эти отверстия
попадает дальше проходит через внутреннюю сторону поршня. Знаете, что в этой конструкции хорошо? Ну во-первых,
поршень довольно жестко сидит в теле клапана, потому что он практически впритык выполнен к одной из сторон
корпуса.
Он из стороны в сторону там не болтается и у него есть естественный упор, и за счёт того, что он сделан длинным, он
естественно упирается в стенки вот этой половинки корпуса. Таким образом, предотвращается сжатие
пружины , потому что пружина сохраняет свою упругость в каких-то
небольших диапазонах. Если сжимать её сильнее, то накопиться остаточная деформация, уже не упругая, которая рано или
поздно ослабит клапан, начнет пропускать в обратном направлении.
Такая конструкция поршня позволяет пружину защитить, т. е. в начале, мы на этот фактор
плюём, но когда клапан такой ставим, он работает лет 10, то огромное спасибо потом заказчики говорят производителям,
что такая хорошая конструкция так надёжно защитила пружину в течение долгих лет,
потому что в некоторых других клапанах пружина изнашивается, клапан начинает пропускать в обратном направлении в том
числе из-за этого.
У данной серии есть всего одно полимерное уплотнение, которое выполняет собой роль замыкания размера цыпочек двух
половинных корпусов, то есть корпус в корпус вкручивается и уплотняется по этому колечку и это же колечко уплотняет
поршень. Это колечко служит седлом поршня, по которому происходит уплотнение при запирании клапана. Простота
конструкции делает его дешевле особенно на маленькие размеры, но у этой конструкции есть недостатки - один
единственный полимер уплотняет и поршень и корпус.
Таким образом, если с ним что-то случается в следствие химического воздействия, может быть, температурных
воздействий, то конечно у нас клапан может и герметичность, собственно, потерять и герметичность по проходу потерять
одновременно. Но, чтобы этого не произошло, нужно обязательно правильно подбирать материалы этого уплотнения, исходя
из агрессивности вашей среды, потому что там доступны на выбор разные материалы, также как и разные законцовки могут
быть. Здесь изображены фитинги Хай Лока, сжимные с двумя врезными кольцами.
Таких клапанов у нас большинство, но также очень много с резьбами NPT внутренними и наружными, даже есть резьбы BSP и
BSPT. И иногда эти серии вот CV1 CV2 производили с фитингами ZCR- это фитинги на чистые среды для очистки газов на
микроэлектрониках. Учтите, что если у вас задача под медицину или микроэлектронику, то эта серия тоже имеет подобные
исполнения. Направление потока здесь, разумеется, со стороны глухой части поршня.
Если вы что-то перепутали, на корпусе всегда есть стрелочка, сбоку на деталировке Hy-Lok написан и стрелочка. На
корпусе стрелочка всегда есть. При монтаже следите за этим, чтобы казуса не вышло, чтобы стрелочка была в нужном
направлении. Это то направление, в котором клапан пропускает сквозь себя и не пропускает в обратном. Если стрелочку
по какой-то причине не видно, то можно заглянуть с двух сторон. И с той стороны с которой вы увидите плоской донышко
поршня, оно будет ближе к поверхности,та сторона в которую будет вход.
Вернемся к материалам уплотнений, здесь есть множество материалов, по умолчанию стоит Viton. Viton-это фторичный
каучук. Диапазон температур у него не очень большой -23 +191.Не надо думать, что он плавится при 192 градусах, но
Hy-Lok вводит такие ограничения, потому что здесь эта деталь реально в самом ответственном месте стоит и мимо неё
идёт поток, если поток будет с абразивом, то может быть уже не коррозия, а эрозия - истирание материала просто
механическим путём, что тоже рано или поздно может привести к негерметичности.
Хотя Viton весьма химстойка резина. Единственное, чего он боится сильно – перемерзания. Но, если вдруг по какой-то
причине температура опустится ниже, он начнет стекленеть и потоком из него кусочки может вырвать. Они могут улететь
дальше, когда он нагреется и снова станет мягким как любая другая резина. Но, к сожалению, кусочки будет уже не
вернуть, новые не вырастут, поэтому следим за правильными условиями эксплуатации. Если у вас температура всё-таки
опускается ниже, у нас существует такой материал как этиленпопелен, этиленпропиленовый каучук.
Верхний порог у него не такой высокий, но зато -46 производитель даёт, причем прошу заметить этиленпропелен для
других видов оборудования не для клапанов производитель дает еще более экстремальные параметры, но опять же
повторюсь, что конструкция этого клапана такая, что очень сильные нагрузки на это колечко — вот соответственно рамки
диапазона температур сужаются. это эксплуатационные рамки при которых клапан туда сюда будет
открываться-закрываться. Если он будет у вас все время стоять закрытым, то в принципе, ничего страшного не будет
если температура разок упадёт ниже в уже закрытом придавленном состоянии.
Теперь касательно пружины , одно дело уплотнить за счет материала, другое дело
уплотнить за счёт давления . Противодавления
замечательно уплотняют клапан, также замечательно его уплотняют пружины . Здесь есть
разные варианты пружины . Мы обычно предлагаем самую слабенькую 1/3 psig. Это где-то
0,023 bar. Это нужно для того, чтобы уменьшить гидравлическое сопротивление на клапане, иными словами: чем слабее п
ружина , тем меньше будет гидравлическое сопротивление у вас в системе, потому что
среде нужно отодвинуть сначала ваш клапан, сжать пружину , потом пройти.
Бывают случаи, когда, например какой-то насос работает и у вас могут быть лишнее пререщёлкивания туда-сюда, нужно
конечно ставить пружины жестче или если у вас материал выбран, например фторопласт
PTFE. Тогда получится так, что он очень плотный и клапан к нему прилегать плотно не будет под действием слабой
пружины . Нужно будет дать сильное противодавление ,
поэтому здесь PTFE помечен со звездочкой , лучше его не выбирать, потому что он действительно не очень хорошо
уплотняется.
Чтобы уплотнить PTFE нужно подать либо противодавление около 60 бар, либо брать очень
жёсткую пружину . В общем, лучше и то и другое, тогда будет надежно всегда закрываться
и не травить по проходу. Ну 100 psig у нас по факту редко поставляется, здесь 95% клапанов берут с 1/3 psig
пружины и таковых клапанов у нас на складе больше всего. Ещё берут 25 psig временами
для тех, у кого какие-то насосы работают. Касательно вот этой характеристики : она приведена для многих клапанов, на
что здесь прошу обратить внимание.
Вот мы выбрали допустим пружины 25 psig и клапан, он должен сначала по направлению
открыться именно за счёт разницы давлений и вот эта вот разница
давлений так называемая … , то есть давление подрыва –
давление , при котором клапан начнет открываться. Вот для такой пружины
оно будет расположено в диапазоне от 22 до 28 psig, примерно плюс-минус 5-10 %, вот в этом диапазоне
в зеленом.
Если мы выбрали пружину с черненьким, то на схеме обозначен диапазон, в котором клапан
откроется. Но, чтобы он потом обратно закрылся, когда среда уже перестает течь, пытается начинать течь в обратную
сторону , то давление начинает падать, которое этот поршень
подпружинивает приподнимает. Обратное давление back pressure-это
давление , при котором будет достигнута обратная герметичность , то есть ну вот у нас
поднялось на входе давление , допустим 100 psig, да клапан бах открылся –
пропускает.
В обратную сторону давление теперь упало допустим до 25, клапан все еще будет стоять
открытым, то есть это будет соответствовать давлению открытия, но не будет
соответствовать давлению закрытия обратного. Значит давление
должно будет упасть до значения от 16 до 22 psig, чтобы клапан обратно закрылся. И прошу обратить
внимание, эти графики пересекают ноль. Вот у нас ноль по вертикали, ноль это.., Ну абсолютный ноль, то есть
давление справа и слева от поршня одинаковое. Так вот для маленьких
пружин один psig, 1/3 psig, видите вот они где-то здесь в первом квадратике расположены. Для них
давление у обратного уплотнения оно вообще будет ниже нуля, то есть у нас
давление должно пойти в обратную сторону, чтобы такой клапан уплотнился, иначе полной
герметичности достигнуто не будет. Прошу не требовать от клапанов то, чего не может физика и учитываем этот back
pressure. Фактор обязательно нужно учитывать.
По материалам, у нас есть отдельные лекции по этим полимерам, тоже посмотрите на ютубе и там по ним подробно
рассказано, в общем эти материалы у нас доступны, но для обратных клапанов Hy-Lok, к сожалению, -46 это
предел.Значит следующая серия 700Н. Вот эта буковка Н многое значит. Он уже тарельчатый, а не поршневой. Такая
конструкция считается стойкой к более высоким давлениям . У нее чуть-чуть более
массивные корпуса , но, к сожалению, за счёт этого всего три типа размера корпуса CVH1 CVH2 он до четырёхсот бар
примерно, CVH3 до 345. Почему такие значения давления вот они здесь звёздочкой? Потому
что это круглые цифры в фунтах на квадратные дюймы и просто переведенные в бары, потому что равнялись мы на свейл
джоб, а Hy-Lok равнялся на американцев, когда всё это производил, и там всё в фунтах на квадратный дюйм
меряется.
Ну вот. 414 бар это 6 тысяч psig. А почему звёздочка здесь стоит? Потому что это почти единственный клапан Hy-Lok, у
которого давление прописано не для типа размера серии, а отдельно вообще для каждого
вида клапана в зависимости от резьбы, и там в табличке с размерами, где резьбы указаны и подсоединения для каждой
отдельной модели отдельное собственное давление прописано. Прошу на это обратить
внимание, именно только эксклюзивная серия 700Н страдает вот этим разным давлением для
разных моделей. Законцовки также могут быть и для чистых сред и ZCO с торцевыми уплотнениями. В общем там множество
вариантов, ну конечно же большинство мы храним именно с фитингами Hy-Lok двумя врезными кольцами или резьбами NPT,
BSPT, BSPP внутренними либо наружными.
То есть это основной склад всё-таки фитинги Hy-Lok на концах. Чем удобно то, что мы сразу такой клапан вешаем на
трубу в каком-то месте и всё хорошо. По конструкции, тарелочка, вот она внизу нарисована. Она сплошная с такими
ушками проушинами, чтобы позиционироваться в канале клапана. Для того, чтобы поток обтекал с боков между ушками эту
тарелочку.В закрытом состоянии она прижимается полимером, который впаян в эту тарелочку, туда он не вставлен, не
завальцован, он туда именно напаян на поверхность, соответственно это накладывает некоторые ограничения на
материалы, из которых это можно изготовить.
К сожалению, фторопласт всеми любимый изготовить в такой ситуации не получится, потому что у него плохая гезия с
металлами. Эта тарелочка, как правило, нержавеющая. И клапан нержавеющий. Вообще, у нас 99% клапанов из нержавейки
316, потому что она коррозионно стойкая. Некоторые изготавливаются из латуни, тогда тарелочка там тоже будет
латунная. Но к ней фторопласт все равно плохо прилипает.У тарелочки есть держатель с тремя лапками. Держатель нужен
чтобы просто создать зазор, где будет проходить поток, и в то же время работает как ограничитель пружины, то есть
пружина в ещё более щадящем режиме работает в этом клапане, сильно не пережимается,
сильнее чем надо и поэтому она работает долговечно.
Пружина из 302 стали, тоже нержавеющая, но более упругая. Значит уплотнение корпуса
отдельно. Есть уплотнение тарелочки на герметичность по проходу, а есть уплотнение корпуса, это герметичность ну
соответственно в атмосферу, в окружающую среду и вот это вот уплотнение, оно здесь ну практически не подвергается
механическим воздействиям, поэтому оно служит долго. Нужно ориентироваться в основном на то уплотнение, которое в
тарелочке. Оно будет изнашиваться сильнее всех, но вот такая вот конструкция с канавкой в тарелке более щадящая, а
здесь меньше фактор эрозии, потому что все частички, проходящие мимо нее как бы, ну поток он будет обтекать наружный
контур тарелочки.
В меньшей степени, он будет мимо этого полимера. Соскрябывать этот поток, то есть абразивный фактор будет гораздо
проще для данной конструкции. Прошу не ориентироваться на эти высокие давления , если у
вас там 10 бар в системе, не надо сразу бежать смотреть серию СV700 предыдущую, потому что она на 200 бар, а эта на
400. По цене CVH1 CVH2 в ряде случаев ну и CVH3 в ряде случаев бывает даже и дешевле, потому что сочетание
типоразмера корпуса плюс размер подсоединения оно здесь бывает выгоднее. Например, под 25 трубу если мы берем серию
СV700Н она вот будет в третьем корпусе. Третий корпус не такой большой как шестой корпус в серии 700 и в серии 700
под двадцать пятую трубу клапан окажется мало того что дороже, он окажется еще как бы на меньшее
давление , поэтому прошу не брезговать выбором серии 700Н. Реально по цене выигрывать будут клапаны
на шестерку, на восьмерку, на 3 миллиметра. Вот там лучше брать тогда просто 700 CV1 серию. Она будет выигрывать по
цене
Остальные - вот 700Н лучший выбор. Я считаю, что данная тарельчатая конструкция она в принципе надежнее и
долговечнее, и эффективнее.
Значит, что здесь еще такого по пружинам. Почти такой же разбег, как и 700 серии только нету пружины
100 psig. Ну как бы не очень-то и хотелось. Вот по материалам всё тоже самое, PTFE здесь без
звёздочки, но на самом деле фторопласт щас корейцы не изготавливают, как раз именно по причине того, что его в
тарелочку вставить очень сложно.
По умолчанию, Viton - из хороших материалов, Kalrez - из крутых. Это очень дорогой материал. Он может сделать клапан
в два раза дороже, но он того стоит, потому что это особый фтористый каучук. Относительно родственник Vitona, но он
имеет абсолютнейшую химстойкость практически на всё, ещё экстремальную температуру в плюс до 315 градусов он держит.
Он совместим с некоторыми углеводородами, с которыми несовместимы этиленпропелен. Вот поэтому в ряде случаев нужно
выбирать Kalrez , но делать это разумно, то есть оправданно, потому что цена вырастет и надо понимать за что вы
переплачиваете.
Так, значит сюда я привел другую табличку – табличку расходов. Табличка с давлением
открытия и обратного закрытия тоже здесь актуальна, но мы ее рассмотрели на примере серии C700, а здесь рассмотрим
табличку с потоками . Эти таблички есть во всех клапанах. Значит, если мы выбрали
пружину 25 psig. Вот она у нас красненькая линия с пружиной
25 psig. Потеря давления при нулевом потоке у нас и будет 25 фунтов на
квадратный дюйм. Вот из этой точки у нас график и начинает расти, но при увеличении потока, чем он выше. Допустим 1
литр - 1 кубический фунт.
Допустим 2 литра в минуту у нас поток, мы видим, что потеря давления 25 фунтов.
Добавится еще десяток фунтов на квадратный дюйм из-за потока. При потоке 4 литра в минуту добавится еще потеря
давления . Еще десяток - пяток фунтов на квадратный дюйм и тд. Значит график будет
расти, чем выше поток, тем сильнее будет потеря давления и с помощью этого графика
можно как-то спрогнозировать. Если у вас поток гораздо меньше, то, разумеется, возможно вам это будет все-равно. К
тому же фунты на квадратные дюймы и не такие уж большие значения. Если у вас 200 бар, то вам плевать на то, что вы
потеряли один бар на обратный клапан.
Если у вас всего 3 бара в системе, то конечно вам нужно обратить на это внимание, терять полторы атмосферы из 3
возможных. И только из-за пружины клапана это будет не целесообразно, так как раз вы
будете выбирать пружины на 1/3 пиг и мы будем счастливы что у нас на складе таких
большинство. Так, теперь следующее еще одна серия хай лок юж корея.
Это серия 701 700А. А главным образом 700А это Adjustable, то есть настраиваемый. Насчёт 701 от 700А отличается
только тем что у 700А есть вот такой подстроенный винт сзади, но не винт, а гайка, гайка под внутренний
шестигранник. Она двойная основная гайка, которая сжимает пружину и контргайка, которая
позволяет фиксировать это положение чтоб она просто не раскрутилась в процессе работы. Вот, у серии 701 здесь просто
глухая часть. Вот и пружины там тогда будут не настраиваемые, а такие же как в серии 700.
Однако, конструкция этих клапанов ещё проще. Они цельнокорпусные в ряде случаев это даже круто, потому что никаких
утечек внешнюю атмосферу нет и быть не может, потому что здесь просто нет нигде разъёмов. Простая конструкция также
позволяет сделать дешевле, но накладывает некоторые ограничения на возможные подсоединения, то есть, этих клапанов
не очень много типоразмеров. Всего 2 типоразмера и по цене как правило наружная резьба мпт или бспт ну или может
быть внутренняя резьба с фитингами хай лок. Такие клапаны практически не делают. Давление
около 200 бар заявлено производителем вот, ну латунные корпуса понятно, что может быть немножко
поменьше.
Вот по конструкции также поршневая здесь вот в деталировке снизу вы видите форму поршня, тоже такая стандартная форма
с отверстиями по периметру и пробкой глухой пробкой на конце. Вот также не до конца сжимаемая пружина с
ограничителями поршня. Вот и колечко то же самое может быть Viton или Kalrez, который в такой втулке-держатели
держится на одном месте вот. Если вы такое колечко заказываете из фторопласта в принципе это возможно, то тогда
конечно подобные клапаны особенно если сами меняете требуют притирки. Вот иначе может тоже нарушиться герметичность,
если недостаточно жесткие пружины или недостаточное противодавление.
Значит, как настраиваем. В задней части нужно сначала ослабить контргайку, ослабляем ее шестигранником, потом
просовываем этот шестигранник глубже, сквозь контргайку. То есть, не надо ее полностью откручивать выкручивать
выкидывать куда-то не надо. Просто ослабели просунули шестигранник глубже и крутим одновременно обе гайки. Значит
дальнюю гайку откручиваем или наоборот закручиваем на нужную глубину. Как определить эту нужную глубину, на которую
закручиваем? Только эмпирическим путём если вы настраиваете сами. У нас есть опытные сотрудники в нашем центре, где
настраиваются предохранительные клапаны, обратные клапаны, где рекламации ремонт и тд. Там есть опытные сотрудники,
которые просто помнят, что пружину на сколько-то надо пропорционально сжать чтобы примерно было нужное
давление .
Если настраиваете сами, то просто закрутите и испытаете. Если мало, подкрутите сильнее. Если там много - раскрутите
слабее. Это выясняется только эмпирическим путем. Из минусов то, что, к сожалению, клапан придется из системы
вынимать. Если конечно вы его уже в системе обкатываете, вы можете подключить его к испытательному стенду со стороны
поршня, тогда со стороны пружинки всё будет нормально. Вы можете спокойно крутить, единственное что мы не
рекомендуем выполнять - работы под давлением , потому что это небезопасно.
Так по характеристикам CVA значит еще раз привожу табличку с гистерезисом между открытием и закрытием. Есть некая
зона разлета между открытием клапана и закрытием. Вот, значит, что то есть надо обратить внимание. На то что опять у
нас где-то порядка 10 наверно 12, 5 процентов зоны неопределенности, где не понятно, то ли клапан открыт то ли
клапан закрыт. В принципе точность мы считаем очень хорошей, потому что это пружины ,
требовать от них большего как-то неправильно.
Сами пружины четырёх размеров. У серии CVA (которая adjustable, регулируемая) четыре
пружины с шагом около 50 или там 100 или 200 фунтов на квадратный дюйм.
Пружина настраивается от практически от нуля до трёх с половиной бар. Пружина
B до 10 бар и тд и тд. Если берем ту пружину , которая нам нужна,
можете взять несколько пружин и просто в клапане заменять в зависимости от решаемой
вами в разное время задач.
Следующая серия это клапан DCV они у нас расположены в каталоге на гидравлические фитинги, но также можете наверно их
на сайте найти отдельно обособленно в наших обратных клапанах. Это специальные клапаны на гидравлику. Прошлые, все о
которых мы говорили, можно использовать и на жидкости, и на газы. Но упор сделан на то, что они рассчитаны на работу
с газом, поскольку газы более капризны с точки зрения герметичности.
Для гидравлики есть свои тараканы ввиду того, что может быть турбулентность потока и тд. Здесь поршень выполнен таким
гвоздем с внутренней полостью, в которую входит по направляющей, там есть специальный направляющий для этого поршня.
И поршень по ней ходит, чтоб он туда-сюда не прыгал. И в то же время, чтобы сбоку у нас был более-менее равномерный
проход. То есть в клапане DCV у нас проход с точки зрения жидкости гораздо более прямой чем клапан CV1 CVH и так
далее.
Искривление потока гораздо сильнее, соответственно гидравлическое сопротивление, (кроме сопротивлений пружин. Там
тоже достаточно) более высоко чем в случае в этой модели. То есть эта модель спроектирована максимально для работы с
жидкостями, в том числе вязкими, такими как масло. Присоединения бывают резьбы причем для данных клапанов популярны
резьбы бспп это наши же резьбы в то числе с уплотнительным ED кольцом, потому что так принято в гидравлике и ещё в
качестве законцовок часто берут фитинги с одним вырезным кольцом. Это фитинги по стандарту DIN2353. О них мы
говорили с вами на лекции про различные виды фитингов.
В общем гидравлические клапаны они на жидкости, и со специальными подсоединениями. Стрелочка на корпусе также есть.
Несмотря на то, что цилиндрическая часть корпуса маленькая, Hy-Lok там особо не напишешь. Стрелочки размещены по
периметру в виде шашечек. Они также указывают правильное направление подключения. Но если вы запутались, можете
перед установкой посмотреть внутрь клапана или хотя бы туда подуть. Если пружина не
очень жесткая, она позволит вам понять в какую сторону он двигается. Абсолютной герметичности на газы здесь не
гарантируем, потому что здесь полимерных уплотнений на самом клапане нету, то есть основной поток в обратку не
пропустят газа, текучего какого-нибудь, но сколько-то будет подтравливать. Если берете на гели и какая-то задачка
такая что травить вообще не должно, то лучше воздержитесь от этой серии, берите лучше на гидравлику.Давление до 400
бар, кстати, если что.
Так теперь касательно вообще пружин в принципе говорим о пружинах , хотя много уже
сказали. Хочу напомнить что, если клапан долго стоит закрытым, что у нас происходит? У нас происходит диффузия,
остаточная и не упругая деформация полимера. Хотя резины, которые там используются, достаточно упругие, и возвращают
свои формы. Но со временем фактор может уменьшаться, может и оставить след какой-то на этой резинке. В общем
ситуация такая, что первое открытие может превышать заявленное, то есть если вы по той табличке увидели 28 фунтов на
квадратный дюйм давление открытия, вот в первый раз для клапана оно может быть иным, если он долго стоял закрытым.
Причем спрогнозировать это очень сложно, потому что, во-первых, в момент срабатывания могут быть разные условия по
давлению и температуре, разный слой по резкости открытия данного потока и разные
условия по чистоте вашей среды. Естественно, в достаточно грязной или химически активной такой что там произошло
какое то налипание, прикипание или ещё что то, то конечно давление в первое открытие вырастет еще сильнее. Кроме
этого, резкая подача давления приводит к гораздо более резкому и раннему открытию
клапана, чем при плавной подаче. При плавной подаче клапан может долго не открываться. Это первое.
Второе- мы не рекомендуем, то есть категорически не рекомендуем использовать обратный клапан в качестве нормативных
предохранительных устройств. Если вы будете требовать от нас паспорт на то, что вы поставили этот клапан как
предохранительный. Есть прецедент, что клапан CVA можно ставить как предохранитель на устройстве. К примеру, если
поставить его в обратную сторону и пружину настроить на определенное
давление срабатывания. В принципе он работает и работает не плохо, на некоторых своих установках для
внутренних целей. Мы такие клапаны применяем, но выписать паспорт как на пред клапан мы вам не сможем, поэтому
предупреждаем что обратники не являются нормативными предохранительными клапанами. Также напоминаем, что самая
мягкая пружина обеспечит неменьшие потери давления ,
поэтому стараемся выбрать ее как правило. В обратную сторону более жесткую пружину
берем. Если в системе есть какие-то гидроудары, скачки давления , которые могут
привести к незапланированному открытию клапана не нужно вот.Тогда нужно, брать пружину
пожестче. Ну и конечно быстродействие клапана в ситуации, когда срабатывает нужно быстро и чем жестче
пружина , тем он быстродейственние.
Это еще одна из причина выбирать более жесткую пружину в обратном клапане, если
сработать нужно быстро -быстро открыться, а потом главное быстро закрыться, просто так откроется от вашего
давления . Вот как он быстро закроется это уже зависит от жесткости
пружины просто если у вас высокочастотная циклическая нагрузка, опять же в районе того же насоса,
допустим вы ставите у вас насос без клапанов он достался да. Цилиндр это самый цилиндрами цилиндровый насос, и чтобы
избежать перетекания жидкости туда-сюда куда не надо чтобы правильно направлять потоки вы поставите обратный клапан
как диодный мост и будете крутить насос тут клапаны должны будут успевать открываться и закрываться до того, как
среда пройдёт в обратном направлении.
Но если пружины использовать нельзя (такие ситуации бывают)например, если у вас кислород в системе то при высоком
давлении высокой температуры пружины использовать нельзя, потому что это тонкий кусок
железа тонкий кусок железа, хоть и легированный может загореться без проблем. Железо в кислороде горит. Вот тогда
можно брать клапаны в которых нету пружин . Как же они работают? Значит клапан CVL у
него такой золотничок такой поршень ,грузик называйте это как хотите, но это штука ходит вверх вних. А вниз она
ходит под действием собственной собственной тяжести, вверх она ходит под дейсвием потока
, который поступает снизу. Значит направление входа в этот клапан снизу под золотник, а когда
золотник поднимается вверх под действием потока, ну собственный вес у него небольшой, поэтому потоку его поднять
вообщем то несложно.
Тогда поток всегда проходит дальше, если среда пытается идти в обратном направлении. Тогда она пойдет через вот этот
вот байпасный подпятничек тут байпасная линия такая вот. Этот золотник дожимает прижимает к низу к седлу клапана.
Из-за разности давлений между площадью клапанапод седлом и над седлом как раз
происходит уплотнение металла по металлу. Внимание! Здесь нет никаких полимеров за счёт этого клапан содержит от -54
до + 500 почти градусов по Цельсию. Почему -53, а не -54 как в других местах? Я считаю, что погрешность перевода,
потому что опять же калька с имперских единиц измерения и где то-54 перевели где-то -53.Думаю на это не стоит
обращать особого внимания на -60 у нас эти клапаны применялись замечательно, потому что полимеров здесь никаких нет,
здесь единственный фактор который может мешать работать при экстремальных условиях.
Если его начнет перекашивать, если он начнёт клинить от перепадов температуры, поэтому настроен на 400 градусов. Да И
вот так гоняем не надо туда-сюда то 0 то 400 Так значит что здесь хорошего? Значит его ни в коем случае нельзя
переворачивать Понятное дело потому что иначе он упадёт туда вниз и не будет там закрываться но такой клапан вообще
вся конструкция клапана конечно делает ставку не на гравитацию в первую очередь, гравитация просто помогает , а на
противодавление подаваемой через байпасную линию вот сюда под пятник. То есть у нас должно быть
противодавления если противодавления нету тогда клапан может быть не
герметичен.
Тем более, что там уплотнение металл по металлу значит какие держит давление максимальное давление
414 бар это давление в смысле среды внутри в открытом состоянии среда
внутри может ли быть 400 на выходе 0 на входе без проблем этому клапанов всё равно.Есть ещё серия подачи под чистые
среды пол чистой среды cvw а у него выполнено такие законцовочки в виде висиар подсоединении или зициар по нашему
как хотите называйте это подсоединение под чистые среды специальные торцевые фланцы по стандарту под чистые среды
выполним назад наружной резьбой цельносварной корпус вот этим зелёным цветом помечен сварной шов. то есть корпус
один раз запаян на фабрике Дальше он уже необслуживаемый не разбираем клапан одноразовые если он испортится его надо
менять другой вопрос что портится он не собирается потому что конструкция у него до безобразия простая у него есть
тарелочка с покрытием неким полимерным которая обеспечивает герметичное закрытие клапана и есть ещё такой
предохранительный упор от слишком уж сильного нагревания мембраны здесь вот есть такая мембрана она на самом деле
разорванная то есть в ней есть отверстие сквозь которое проходит поток но за счёт того что это тонкая пластина
металла она выполняет функцию пружины .
То есть она пытается изогнулся и прижать тарелочку к входу клапана, но когда поток идет, он эту мембрану немножко
изгибает в обратную сторону и тогда поток обтекает тарелочку с боков.
Мембрана протекает насквозь через отверстие, и упор тоже насквозь через отверстие проходит. А без упора сложно было
бы собрать воедино мембрану и тарелку + без упора мембранЫ был бы риск перегнуть в сторону выхода она бы не
вернулась вот значит подсоединение кроме висиар пап бывает висиар и внутренние мамы вращающиеся бывает концы под
орбитальную сварку Бывает даже фитинги Hy-Lok c двумя врезными кольцами на концах. Если частота газа у вас ниже чем
8,0, значит давление держит 262 206 бар но большего для микроэлектроники медицина в общем-то и нужно. Обычно и
шероховатость может быть разная 0,25 или 0,13 или по заказу даже 0,1 микрон можно изготовить материал Значит SM6Lэто
нержавейка 316 просто вакуумной плавки то есть более чистая с меньшим количеством пор вот такой замечательный
клапан
Но в любом случае Вы можете брать под чистые среды обычно серию CV и CVH. У них тоже есть исполнение с висиар
подсоединениям это выйдет дешевле. Здесь есть везде клапаны на высокие давления ,
значит это отдельный производитель Hiflux. Южная Корея также есть HIP американский Но HIP мы практически сейчас не
возим Потому что с ними работать тяжело и долго. Если есть такой замечательный Hiflux зачем нужен HIP. Присоединение
по стандарту высоких давлений . Есть один вариант с мпт резьбами на концах внутренняя
мпт резьба четверть дюйма и 3/8 дюймов такой тоже можно заказать Но он будет где-то на 1200 бар мне кажется
максимум.С подсоединением на высокое давление можно заказать на большее
давление на принципиально есть две конструкции с шариком и с поршнем поршень позволяет положить в
себя прокладочку. А прокладочка защищена конструкцией поршня.
То есть она лежит в специальном углублении, поэтому в меньшей степени подвержена эрозии со стороны абразивного потока
который здесь с большой скоростью, с большой силой будет лететь в этом месте. Потому что самая большая скорость у
нас как раз на клапане достигается скоростью частиц, так что можете заказать с полимерным уплотнением, они более
надёжные на газы. Потому что они герметично забирают, но с шариком более долговечны потому что шарик у нас из
карбида вольфрама очень прочный У него высокая прочность он очень долго вам прослужит, он тоже там в специальной
обойме которая держит пружину Вот это не просто там болтается он подпружинит и по
умолчанию стоит в закрытом положении
Вот есть ещё криогенные клапаны VCCC - это криогенная серия обратных клапанов. Что значит криогенные- это значит что
температура очень низкая. -196 градусов по Цельсию, стандартная температура криогенники. плюс там немножко плюс 60
комнатная уличная температура давления Разумеется небольшие как и вся криогеника 30 бар он пригоден для криогенной
жидкости корпус латунный законцовки приварные выполнены из нержавейки 316 припаяны к этой самой латуни. Значит кому
хай лок дорого в силу больших диаметров если у вас там диаметр 15-20 а не дай Бог 40 или 50 то конечно вам стоит
заглянуть в другой раздел нашего сайта клапаны афлоу это клапаны на большие диаметры но они соответственно
проигрывают по давлению Мы видим что показатель давления
здесь гораздо ниже 14 бар например Ну вот с такими подъемными крышечками если конструкция простая здесь
пружины нету.
Роль закрывающего фактора здесь играет собственно гравитация, которая эту крышечку захлопывает плюс также эти клапаны
обязательно должны работать с противодавлением , то есть если вы хотите абсолютной
герметичности то во первых вспоминаем что здесь у нас уплотнение металл по металлу довольно по-большому периметру
Поэтому нужен сильный противоток резкий резкое противодавление которое этот клапан смеет нормально закрыть иначе
герметичности у вас не будет полной ну здесь есть фланцевое исполнение есть вот такие вот резьбовые более дешевое
исполнение до трех дюймов может быть, но зато диаметр 80мм.
Есть ещё целая линейка клапанов тут есть межфланцевый в виде поршня, есть бабочковые межфланцевые, где отдельно две
половинки клапана как крылья бабочки складываются. Там в центре пружинный механизм Вот
но среди прочих хочу отметить vcxg он есть у нас на складе в большом количестве он действительно популярен,
считается Y образным. Очень похож на водопроводный обратный клапан или фильтр который в сантехнике применяется. И
сбоку Вот он в разрезе значит стрелочка указана на направление среды. Здесь вот поршень за счёт Y образной
конструкции у нас достигается малая ну меньшее гидравлическое сопротивление он на жидкости меньше искривление потока
даёт газом то вообщем то всё равно в таких пределах.
А вот на жидкость это важно если у нас более прямоточный поток, классическая конструкция. Но единственный минус - это
неравномерный износ поверхности клапана если у вас абразивная среда идёт то конечно данная конструкция и ведет к
несимметричному износу поверхности клапана здесь есть балансировочное отверстие если кому интересно что это такое
чтобы верхней полости не накапливалась какой-то излишнее давление которое будет мешать
этому клапану выдвигаться и задвигаться обратно вот примитивная конструкция тоже там что-то не более 50 атмосфер он
держит но зато есть диаметр 1 дюйм 2 дюйма подсоединение такие достаточно крупные общепромышленные размеры есть
также это всё нержавейка 316 там cf8m на корпусе написано нержавейка 316 не переживайте.
Так есть ещё очень дешёвые клапаны А-Flow обратные. Они родня предохранительным клапанам в РЦБ которые у нас есть.
Значит есть вот такие вот хромированные латунные маленькие клапаночки. Подсоединения со стороны ниппеля этот нипель
можно обжать фитинги хай лок и часто такие клапаны можно ставить для выброса в атмосферу какой-то какой-то среды но
что-то там на дренаж допустимо для выброса в атмосферу чтобы их атмосферы обратно во внутрь нашей системы не проник
окружающая среда воздух там ещё какая-то гадость Не проникла вот такой вот сбросной обратный клапан в принципе
некоторые его используют именно как предохранители.
Так и напоследок у нас буквально пару слайдов осталось. Хочу рассказать о таких интересных вещах которые не попали ни
в один раздел. Поэтому мы отнесли их к обратным клапанам. Огнепреградитель в принципе работают как раз как обратный
клапан в разрезе вы видите Ну видите его в разрезе Значит есть такая тоже Рабочая группа у которой есть пружина
соответственно поток вот синей стрелочкой тоже без проблем отодвигает всю эту пробку вместе с уплотнениями и среда
проходит дальше но если у нас дальше происходит возгорание детонация взрыв, с ицитиленом работаете ещё с каким-то
взрывоопасным веществом- водород ,то например в зарубежных изделиях вообще в принципе принято ставить
огнепреградитель по нормативным документам проектировщики обязаны поставить огнепреградители.
В России к сожалению с этим делом пока не очень, таких обязательных требований пока нет, но всё равно в системах с
взрывоопасными газами мы например в своих рампах газоразрядных мы преградители ставим или вот кто работает со
сваркой у кого ацетилен кислород тоже огнепреградители ставим Если здесь возникает детонация,взрыв, взрывная волна,
вместе с искрами пеплом гарью там не знаю чем пытается проникнуть обратно в систему. Она натыкается на пористый
элемент который расположен вот здесь вот как стакан и пористый элемент он как раз-таки выхватывает эти Искры все все
частички которые могут гореть и могут привести к разрушению уплотнения он их задерживает этот пористый элемент.
И таким образом под воздействием противотока он как обратный клапан просто закрывается Но при этом уплотнение не
повреждается пламенем очень быстродейственные. Ну он и должен быть очень быстродейственным, потому что детонация
может быть довольно шустрым процессом вот рассчитан Ну на 15 бар потому что он уже ставится после редуктора уже в
системах с низким давлением и гидравлическим сопротивлением 0,3 бар.
У нас всего одна модель вот это вот fm4m небо здесь такая есть насечка. Но это насечка не означает левую резьбу в
данной ситуации. Здесь просто обычные правая резьба Не пугайтесь Так что можно ставить даже на кислород Если вдруг
захотите. Так клапан превышения расхода тоже клапан который сложно отнести общие какой-то категория. А нужен он
исключительно для того чтобы если вас в системе есть какой-то хрупкое место которое потенциально может разорваться и
вы об этом знаете вы можете поставить такой клапан и настроить его на определённый расход, вернее заказать его
настроить на определённый расход. Если расход в системе превысит заданный в следствии того что там дальше где-то
что-то порвалось то такой клапан просто закроется и не откроется пока вы давление в
системе не сбросите всё не переподключите и обратно его не включите.
Вот как это работает здесь такая же как в обратном клапане поршневая конструкция, но поршень хитрый в закрытом
положении он через себя пропускает вот это вот ну жёлтым этот поршень нарисован значит тут через белую зону пока
через отверстие проходит среда обходит в среднем глубокую тарелочку и заходит обратно в поршень и проходит дальше
обычно так но за счёт этого искривления при превышении потока поршень Может начать двигаться Вот это искривление он
даёт сопротивление первичной при подавлении слева и справа и рано или поздно эта штука начнёт задуваться вовнутрь и
тогда вот здесь вот обозначено место уплотнения вот об этом место вот этим расширением он уплотнится его ещё сильнее
когда прижмёт противодавления то есть он такой сама закрывается закрывается резко не потихонечку стоит он резко
закрывается Вот и обратно он уже сам по себе не откроется пока вы не сбросите не выровняете давление
слева и справа.
Вот подсоединение есть четверть дюйма 1/2 дюйма три четверти наружные или внутренние мпт резьба и его размер нужно
будет на самом деле скорее всего выбирать исходя из потока там есть картиночка не картиночка диаграмма положение
открытого и закрытого соотношение потока и давления вот по воздуху То есть тут Конечно надо учитывать вязкость среды
если у вас будет там жидкость там тоже другие показатели будут Ну для воздуха посчитано что соотношение потока и
давления в одной зоне будет соответствовать открытому положению в другой зоне будет соответствовать закрытому
положению и есть некая зона определённость неопределенности с разбегом 15-20 процентов это зона в которой будет
происходить закрытие данного клапана Но не гарантированно поэтому выбираем рабочие условия исходя из этой таблички
чтобы он закрывался точно на Вот таких вот параметрах.
Ну максимальное давление 414 бар которое он держит это для основного количество задач
хватает температура тоже в принципе неплохая Ну для предотвращения без контрольной утечки Если вдруг окажется что он
у вас закрывается слишком рано то можно попробовать понизить здесь поток . взять клапан
на больший диаметр на больше условный проход или наоборот если окажется что потока
недостаточно для выбора но уже купленного ранее клапана можно взять клапан с меньшим проходом тогда там потом
ускориться по закону Бернулли Вот и создаст дополнительную силу подъёмную силу которую этот клапан закроет.
Последний наверное слайд где надо ставить обратный клапан в принципе Вы наверное уже догадались и без меня это знаете
Отлично. Напомним что после баллонов часто ставят обратные клапаны в газоразрядных рампах в рукавах наших существует
встроенные клапаны у которых начинка сделана на базе наших клапанов CVA поршень как у CVA пружина
как у CVA корпус вытачен с законцовкой под баллон там где нипель с гайками баллону там внутри может
быть вставлен такой клапан который будет препятствовать выбросу среды после разъединения рукава и баллона Да и здесь
кстати реализуется ещё 1/3 необходимость ставить обратный клапан для предотвращения выброса среды бесконтрольного в
амосферу особенно если у вас гибкая подводка.
Если через гибкую подводку начнёт сифонить газ как реактивная струя будет приводить в движение этот рукав и рукав
может стать опасным оружием в руках вашей системы если там стоит клапан то он запрётся и такого эффекта уже не будет
будет безопасней Ну разумеется в насосных установках часто ставится обратный клапан Чтобы избежать перетекание среды
куда не надо вот в системах с несколькими источниками давления само собой для
автоматического управления потоками. Можно конечно через краны и вентили это всё развязать Но зачем если есть
устройство которое работает само и Если сравнивать по ценам то шаровый кран или игольчатый вентиль получится дороже
чем обратный клапан всяком случае на высокое давление .
Так что на этом У меня всё на этом мы рассмотрели с вами клапаны Хай лок Южной Корее клапана afloat производства
Тайвань. Склад у нас большой и на те и на другие Так что не стесняйтесь присылайте заявки спрашиваете вот всех
поздравляю с наступающим Новым годом подключайтесь к следующему вебинару который у нас пройдёт через неделю по
предохранительным клапана Вот и будет кое-что по настройке рассказано Потому что насколько я помню прошлый вебинар у
нас трансляция оборвалась половиной возможно кто-то из вас дослушал не до конца Вот в любом случае Можно заходить к
нам на Youtube канал Если вы там ну опоздали послушали не всё или хотите послушать другие версии вебинаров , задать
вопросы в комментариях кто обязательно туда заходить оставляйте комментарии будем вам рады и ставьте лайки нам будет
приятно вот так что всем до свидания всем спасибо.